4 октября 2017 г.

Две истории о Венгрии, в которые всё равно никто не поверит – Two stories about Hungary nobody would believe


Прежде чем рассказывать о «своей Венгрии» хочу уточнить: у меня с ней сложились особенные отношения, не совсем типичные. Дело в том, что я изначально ехала в глубокую провинцию, в место, где русских практически не было. У меня была работа, крыша над головой и много-много венгров вокруг. Мы общались по-английски, много работали, ездили по всяким интересным местам, устраивали вечеринки, ходили в гости – в общем, жили, как живут обычные венгерские люди.

 
Русских в том городе было всего двое, оба в возрасте моей мамы, так что общение с ними носило скорее формальный характер. Уже потом, когда я познакомилась с другими русскими, кто живёт в Венгрии, самым обширным кругом общения всё равно оставались местные. Обычные люди: научные работники, бухгалтеры, рыбаки, электрики… кто-то с высшим образованием, кто-то нет, кто-то с детьми, кто-то без, все с разными взглядами на жизнь и ценностями. Меня звали в гости на посиделки и праздники, я вызывала скорую помощь и трижды лежала в больнице с детьми, ходила на местные свадьбы, была завсегдатаем местного рукодельного клуба и участвовала в благотворительных проектах, ездила на фестивали и выставки. В общем, имела дело с сотнями самых разных венгров из разных городов, городков и деревень.
При всём при этом все 10 лет мне невероятно везло на хороших людей. Может потому, что мы жили далеко от столицы? А может причина в чём-то другом, не знаю. Но судите сами.
Венгрия имеет славу страны карманников, причём слава эта, как оказалось, распространилась даже по ту сторону экватора. Тем не менее, мой личный опыт в Венгрии говорит совсем об обратном. Случаев недобросовестности, мошенничества и воровства было настолько мало, что о них я даже не могу сходу вспомнить ни одного. Зато историй про добрососедство, помощь и поддержку я знаю множество. Две из них я и расскажу вам, в качестве знакомства с этой интересной страной. Пусть они покажут вам «мою Венгрию» немного с другой стороны.
Вообще-то, если бы эти истории не случились непосредственно с нами, я бы, может, и восприняла их с изрядной долей скепсиса. Но я была не просто свидетелем, а непосредственной участницей всего происходящего.

История первая. Для разогреву.
Раз в год в Венгрии устраивают т.н. «обжорный четверг». Это день, когда большинство ресторанов и кафе страны предлагает 50% или даже больше скидку на все свои блюда. Для простых венгров это означает возможность посетить дорогой ресторан всей семьёй, попробовать что-нибудь изысканное и устроить себе внеочередной выходной. Для нашей семьи, как заядлых любителей покушать, «обжорный четверг» всегда означала ужин вне дома. Мы выбрали одно из любимых мест: небольшой ресторанчик с традиционной кухней в нашей деревне на 2000 жителей. Нас в нём давно уже знали, так как прежде мы праздновали там годовщины свадьбы и крестины нашего Андрейки, да и не раз обедали по выходным.
Ужин прошёл, как всегда, хорошо и славно. Мы расплатились по счёту, вернулись и благополучно забыли о случившемся (потому что, по сути, ничего особенного не случилось). Однако прошло 2 или 2,5 месяца, когда в соседнем городе, в крупном супермаркете, где закупаются жители и деревни в том числе, мужа остановил работник того ресторана и сказал: «Помните, вы у нас на «обжорный четверг» ужинали? Так вот, мы тогда вам неправильно скидку посчитали, и вы заплатили больше, чем нужно. Вот, возьмите, пожалуйста!». И отдал мужу новый чек и деньги.
Вы только задумайтесь: спустя несколько недель нам вернули деньги после неверного расчёта, который мы сами вообще не заметили! Разве такое вообще возможно? Как оказалось, это ещё вполне цветочки, потому что потом случилась…


История вторая. Вообще невероятная.
Честно говоря, я изрядная растяпа. Из тех людей, кто регулярно забывает сумки-кошельки-карточки в неподходящих для них местах. Зная эту свою особенность, я много лет тщательно слежу за собой, проверяя наличие всех вещей сразу после выхода из любого места. Тем не менее, и на старуху бывает проруха, так что однажды, совершая покупки, я потеряла свой кошелёк.
Покупки я делала в городе с населением 17 000 жителей, обошла несколько магазинов, так что в руках у меня было много пакетов и сумок. В то время я ездила на автобусе, так что после покупок мне нужно было купить билет домой. Тут-то и выяснилось, что кошелька у меня нет. Естественно, первой реакцией было вернуться по своему маршруту, чтобы поискать. Но, обойдя всё, кошелька я не нашла. Видимо, выронила где-то по дороге. Учитывая, что городок тот славился своими цыганами, надежда найти пропажу таяла с каждой минутой.
Между домом и городком было около 6 км, так что, грустно вздохнув, я пошла домой пешкой. Основной причиной грусти были даже не деньги. Благо, часть наличных я уже успела потратить. Дело в том, что в кошельке лежала моя банковская карточка и медицинская страховка, на восстановление которых потребовалось бы время.
И вот я пришла, вся такая расстроенная, к нам домой, в деревню. Смотрю – в почтовом ящике что-то виднеется. Я его открываю… и вижу свой кошелёк! Я сначала не поверила. Бросила все пакеты, давай рассматривать. Точно мой! Более того, в нём всё так и лежит, как я положила: деньги, карточка, страховка – ничего не тронуто.
Я до сих пор не знаю, кто его нашёл и как кошелёк оказался в нашем почтовом ящике. Скорее всего, его поднял человек, который знал меня (на карточке и страховке было имя) или, по крайней мере, знал, что в соседней деревне живёт русская, а значит, этот кошелёк – мой. Потом нужно было доехать 6 км до деревни, найти наш дом (адреса в кошельке не было!) и бросить кошелёк в почтовый ящик.
Почему его не вернули лично, я не знаю. Скорее всего потому, что меня в тот момент не было дома, ведь я медленно чапала весь путь на своих двоих. А может, просто человек не хотел благодарственных излияний.  А они бы были, ведь я уже попрощалась со своим кошельком и всем его содержимым!
Так или иначе, спасибо тебе, добрый человек! Я всегда буду помнить твой честный поступок.
О нет, я вовсе не идеализирую Венгрию! Я пристёгиваю велосипед на парковке, чтобы его не украли, и крепко держу сумку в будапештском метро. Но хорошего в ней-таки больше. Просто это хорошее часто прячется за напускным и туристической мишурой.
Именно поэтому, отчасти, я и решилась начать рассказывать о «своей Венгрии». Не о красивой и глянцевой, как у трэвел-блоггеров, и уж точно не о тревожно-бездельной, как у многих туристов. О такой, как она есть: шумная, пёстрая, во многих вопросах безалаберная, но очень душевная, открытая и готовая прийти на помощь, когда это нужно. О Венгрии, которая пьёт кофе и печёт пироги на деревенских кухнях, которая устраивает любительские постановки в провинциальных театрах и учится танцевать, выйдя на пенсию, которая ездит 200 км в столицу, чтобы пойти на концерт любимой группы, и ездит с детьми в гости на междугородних автобусах. О Венгрии, которая сегодня рьяно ругается по политическим вопросам с соседями, а на следующий день с этими же соседями жарит мясо на гриле и достаёт из погреба домашнюю палинку. О Венгрии, что снимает крошечную однушку в многоэтажке и волнуется о безработице, но всё равно вечером идёт бродить по аллеям с друзьям и слушать художественную самодеятельность в музыкальной беседке. О Венгрии, где махнуть с детьми на выходные на другой конец страны – такая же норма, как в 40 лет ни разу не летать на самолёте, где друзья могут прийти к тебе помочь с ремонтом, а потом до поздней ночи сидеть у костра в саду, обсуждая свежие новости, дальние страны и завтрашний день. О Венгрии, где любимого покупателя могут пустить в «святая святых» - на склад, а врачи приходят на дом к ребёнку, даже если по закону делать этого совсем не обязаны.
Вот о такой Венгрии я и буду вам рассказывать, потому что очень её люблю. Хоть и осталась до мозга костей русской. :)



Before starting writing about «my Hungary», I would like to clarify: I have special relation with this country, not typical ones. The fact is I was coming to a province, where there were almost no Russians. I had a job, a place to live in and many Hungarians around. We spoke English, worked hard and visited interesting places, we organized parties and made visits – so, lived as ordinary Hungarians live. 
There were 2 Russians in the town, both of my mother’s age. Our communication was mostly formal. Later, when I knew other Russian women living in Hungary, the widest friend circle remained local. Ordinary people: scientists, accountants, anglers, electricians… some are with high education, some without it, some having children, others not, all with various values and life philosophies. I made visits on holidays, called ambulance and was in the hospital with children for three times. I was a guest on weddings and a frequenter in the local craft club. I participated in charitable projects, went to festivals and exhibitions. Altogether, I had deals with hundreds of different Hungarians from different cities, towns and villages.
For all that, I was extremely lucky for good people during 10 years. Maybe it was because we lived far from the capital. Alternatively, maybe, there is another reason. You can judge for yourself.
Hungary is famous for its pickpockets. Moreover, this fame spreads far from Hungary to the other side of the equator. Nevertheless, my own Hungarian experience tells very different things. There were so few incidents of dishonesty, fraud and theft, that I can hardly remember any. However, I have numerous stories about good-neighborliness, help and support. As a kind of acquaintance with this interesting country, I will tell you two stories now. Let them show you «my Hungary» from another point of view.
Well, if these stories happened with other people I would take them with a grain of salt, but we not only saw them, we were in the centre of happenings. 
Story #1. For warming up.
Once a year in Hungary there is a day called «gluttonous Thursday». At this day most of Hungarian restaurants and cafes provide 50% or more sale for all their dishes. For ordinary Hungarians this day is an opportunity to visit an expensive restaurant with their families, try something special and have one more day off. For our family (as we always like to eat), «gluttonous Thursday» means dining out. We chose one of our favourite places: a small restaurant in our 2000 people. It was not the first time we dinned there, as we celebrated wedding anniversaries and Andris’s christening there.
The dinner was fine, as usual. We paid the bill, came home and forgot about the event (because, in fact, nothing special happened). Two or two and half months later, in the neighbour town where all these supermarkets located and people from both village and town but things, my husband was stopped by a worker from that restaurant. He said: «Remember you dined at us on «gluttonous Thursday»? Well, we counted badly and you paid more than necessary. Please, take your money!». And he gave money and a new bill to my husband. 
Can you imagine that? Several weeks after they gave us money back after the wrong counting, while we even did not know it was wrong! How was it possible? However, it was only the beginning, as than the other story happened
Story #2. Almost impossible.
Frankly speaking, I’m a wally – those people who often forget their bags, cards and purses in inappropriate places. I know this feature, so I try to check all my things straight after going out the place. Anyway, we all mistakes. Once doing shopping I lost my purse. 
It was a town with 17 000 citizens, I visited several shops and had many bags in my hangs. At that time, I used to go home my bus, so I hand to buy a ticket while finding the lost. Of course, my first thought was to walk back to find the purse. After visiting the places I shopped in, I found nothing. Probably, it was lost on the way. If you take into consideration the fact that town was famous for its gypsies, not much hope remained. 
There were 6 km between the town and my home in the village, so I walked back on foot, rather sad. I was not sad because of money lost (well, I spent most of the cash for the moment), but there was my bankcard and a medical insurance cards in the purse, and I would need time to restore them.
I came home, totally upset, and saw there was something in the post-box. I opened it… and saw my purse! I could not believe, put off my bags and started looking it through. Yes, it was mine! Moreover, it has everything untouched, including cash. 
Until now, I do not know who put the purse into the box. Probably, it was a person who knew me (there was my name of the card) or, at least, knew that a Russian woman lived in the neighbour village, so that purse was hers. Then, the person had to go 6 km found the house (there was only a name, not an address!) and left the purse in the post-box. 
I don’t know, either, why they did not return it personally. Most likely, I was not at home when the person came, because I was walking slowly. Maybe the person did not want to be thanked much. I would thank, as I was sure about the lost! 
Anyhow, thank you! I will always remember your honesty.
No, I do not idealize Hungary at all! I fasten my bike on the parking place and keep my bag with me when going underground in Budapest. Anyway, I think there are more good than bad in Hungary. This good simply hides behind touristic and feigned frippery.
This is somewhat a reason to start talking about «my Hungary». Neither about that beautiful and glamour country like in touristic blog and nor about disturbing and idle like some tourists say. About Hungary like it is, bright, noisy, disorderly in many questions, but very openhearted, sincere and helpful, when you need it. About Hungary that drinks coffee and bake pies at the village kitchens; that makes amateur performances in provincial theaters and learn dancing when retires; that goes 200 km to the capital for its favourite group’s concert and make visits with children, going by intercity buses. About Hungary that today argue about politics with its neighbours and tomorrow grills meat on fire and drinks homemade palinka from the cellar with the same neighbours. About Hungary that rent a small one room flat and worries about unemployment, but anyway go out in the evening, to walk down the lanes with its friends and listen to amateur musicians in the gazebo. About Hungary, where going to the other end of the country with children for a weekend is as normal as never travel by plane till 40; where friends come to help you with house painting and then, sit late to the night, near the fire, chatting about fresh news, far countries and next day. About Hungary, where the favourite customer can come in the holy of holies, to the storage, and doctors come to your come to see the child even when they’re not obliged to do it by law. 
This is Hungary I would like to tell you about, because I like it very much, although I’m still Russian to the core. :)

44 комментария:

  1. Светлана, с огромным удовольствием прочитала пост о твоей Венгрии, очень хорошо ты написала о ней, особенно последний абзац... Здорово, что два таких "невероятных" события произошли с тобой! Но знаешь, я уже давно убедилась - на хороших людей везёт ХОРОШИМ людям... И то, что ты рассказываешь о других, говорит и о тебе тоже. Пусть эта ваша счастливая тенденция иметь вокруг хороших людей продолжается!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я, конечно, шучу про "невероятное". Такие события случаются довольно часто. Но у Венгрия - своя особенная репутация страны воров, карманников и нечестных людей (частично из-за маргинальной части населения, частично просто). Эта репутация недоброй славой мчится впереди страны далеко за её пределами, увы

      Удалить
    2. К моему счастью, а может быть по невежеству? я ничего такого о Венгрии не слышала))

      Удалить
  2. Света, хорошие рассказы! НО!!! Вообще ничего невероятного не увидела... Вот честно... Это в любом месте так, ИМХО. От человека же все зависит. если мне дадут в магазине больше сдачи, чем следовало, я оденусь, поеду обратно и верну. Как бы мне ни было лень.. И родственники мои так же. Я уверена на 100%. да многие-многие люди.
    Я теряла кошелек в Москве (такая же растяпа, как ты описываешь), со всеми деньгами, карточкой (без пин-кода тогда еще была), и т.д. и т.п. В Ашане! Вернули... и еще потом меня отпаивали успокоительным. Сколько живу, столько убеждаюсь- ни страна, ни национальность, ни при чем по большому счету. Причем одно- человек ты или нет

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Знаешь, для меня и моих близких это тоже поведение порядочного человека. Мы как-то на чердаке нашли старые фотографии и поехали возвращать прежним владельцам, потому что это нормально, это так и должно быть.
      Но о Венгрии вечно ходят истории непорядочности, безалаберности и т.д. Причём это распространено как в отзывах, так и на вполне солидных туристических сайтах. Мне подобное непонятно, потому что реально, я не знаю, у ком пишут эти истории. Так что я, вроде как, в противовес :)

      Удалить
    2. аа.. понятно тогда;) не-не, Света, мы ничего такого про Венгрию не думаем и не будем думать;)))

      Удалить
  3. Всегда приятно вспоминать такие случаи из жизни о честных и отзывчивых людях. У меня тоже повезло несколько раз)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таких случаев много, но о них редко рассказывают. А вот о чернухе всякой постоянно. :(

      Удалить
  4. Была в Венгрии всего один раз и остались у меня о ней хорошие воспоминания, за одним исключением. Мы обедали в кафе, причем зашли, прельстившись на скидки, типа только сегодня и т.п. Покушали вкусно, все хорошо, в тот день в городке было очень много туристов, на следующий день почти все туристы уехали, а наша маленькая группа еще на пару дней задержалась, и мы решили опять пообедать в том кафе, вкусно и недорого, почему бы и нет!И с удивлением обнаружили, что цены без всяких скидок дешевле в два раза вчерашних со скидками...Я первый раз в жизни тогда столкнулась с таким явлением, теперь оно у нас повсеместно, надо помнить, какие цены были, чтобы не купиться на слово "скидка", но вот то, что я тогда чувствовала себя обманутой, я помню уже многие годы. А вот про плохие отзывы , про воров я не слышала ни разу...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, про скидки - да, бывает такое. Особенно на крупных туристических улицах в самый сезон наплыва. Бизнес затмевает человечность. Хотя сне кажется, всегда можно остаться порядочным человеком

      Удалить
  5. замечательные истории! прочитала с большим удовольствием!

    ОтветитьУдалить
  6. Приятно вспоминать о хороших людях. Как вспомнишь, то каждый раз мысленно им добра желаешь. Я ключи два раза в почтовом ящике оставляла! Добрые соседи мне их просто в ящик кидали.

    ОтветитьУдалить
  7. Замечательный, трогательный рассказ! Всегда радуюсь, когда встречаю людей, которые искренне любят страну в которой живут. Ведь намного проще замечать плохое, а не хорошее.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, я очень люблю Венгрию и полюбила её пусть не сразу, но довольно быстро. С тех пор активно её рекламирую всем :) Это очень близкая по духу страна для русского человека, нам тут легко

      Удалить
  8. Света, часто читаю о противостоянии русских и турков в Германии, проблемах с арабами во Франции, но на моей памяти ничего такого не встречала, жили в Германии в деревушке с 50% турков , ходили на кермесы и в мечеть, здесь нахожу общий язык со всеми.
    Ты знаешь у каждого человека своя страна и свое восприятие ее через собственный опыт и многое другое, и что еще верно положительное притягивает положительное. Спасибо за рассказ, приятно когда коммерция не ради коммерции, а ради человека.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вооот, ты меня понимаешь! Везде можно встретить хороших людей и жить в мире с ними. Так же как и наоборот. Главное помнить первое и забывать второе

      Удалить
  9. Света, как хорошо, что тебе там хорошо!!! И ты счастлива!

    ОтветитьУдалить
  10. Искали мы тут с мужем, куда бы прошвырнуться этой осенью. Выбрали Италию, но дама, оформлявшая чартер, спросила, не были ли мы в Венгрии. Мы быстро ответили, что НЕТ.
    - КАК? Я там 4 года жила, эту страну надо увидеть. Призадумались...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Страна очень красивая. Будапешт считается одним из лучших городов Европы. Но и кроме столицы много всего, что можно и интересно посмотреть. я буду потихоньку рассказывать и про небольшие города, и про местечки, и про обычаи.

      Удалить
  11. Я с дочерью один раз была в Венгрии несколько дней (тур по разным городам Венгрии и один день в Вене). Очень понравилось! Негативных моментов не было! Вспоминали недавно, решили обязательно повторить!!!
    П.с. хотя один вспомнила: на всех не хватило в отеле велосипедов ;)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Велосипед - популярный вид транспорта, их может и не хватать :)

      Удалить
  12. Света, поддержу девочек, что порядочность не зависит от национальности.
    Для меня венгры - очень сдержанные и воспитанные люди

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это понятно, что не зависит. Но вот такая вот репутация у страны :(
      Муж был в Индонезии. Его спросили, откуда он. Он ответил, ему в ответ: "О, карманники!" Чуть ли не первая ассоциация

      Удалить
  13. Света - есть везде люди и хорошие, и плохие...
    С удовольствием прочитала твой очерк.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я верю, что хороших больше, просто их не так видно, потому что они скромные

      Удалить
  14. Света, спасибо за интересные истории! Люблю такое читать. А можно узнать, ты переехала в Венгрию с мужем или уже там познакомилась с ним?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я переехала по рабочему контракту и уже здесь с ним познакомилась. Мы жили в одном доме-общежитии для молодых учёных

      Удалить
  15. A ja nikogda ne slyshala o takoj plohoj reputacii Vengrii! Ja dazhe ne slyshala o marginalizirovannyh zhiteljah Vengrii :) Jeto ochen' horosho ljubit' ljudej i stranu, v kotoroj zhivesh :) Glavnoe, chto tebe tam komfortno!

    ОтветитьУдалить
  16. Светик, очень интересный рассказ. Я вот даже и не знала про славу карманников :). А мне вот только что позвонил муж, я пока была на футбольном поле с детьми и оставила свою книгу. Кто-то ее нашел, увидел, что по-русски и позвонил моему мужу спросить наша ли книга :).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так у вас тоже одна большая деревня, как мне кажется :)

      Удалить
  17. просто круто! пусть приятных событий еще прибавляется, чтобы было о чем регулярно рассказывать ;)

    ОтветитьУдалить
  18. С огромным удовольствием прочитала рассказы про хороших людей!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я уже почти закончила следующую заметку о Венгрии. Но она будет чуть попозже

      Удалить
  19. Прочитала с огромным интересом и отметила про себя, что (несмотря на то что была только в столице) Венгрия и на меня произвела впечатление страны с простыми и очень добрыми людьми. Наверное всю жизнь буду помнить утро в булочной, где женщина за прилавком ни слова не понимала по-английски, и как там было вкусно и уютно... Очень хочу приехать еще раз, но уже с заездом в какой-то другой интересный город)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Венгрия такая и есть настоящая.
      Ой, а булочные здесь какие.... пройти мимо невозможно, аромат сам тебя внутрь загонит

      Удалить
  20. Какая у тебя Венгрия классная, Света! Интересно и трогательно читать о таком тёплом отношении к стране, ставшей второй Родиной )) Хороших людей, я уверена, гораздо больше в Мире. А вот кто попадается нам на жизненном Пути, зависит только от нас. Ведь всё в жизни НЕ случайно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хорошо, когда место становится "своим", это не всегда получается. Вот с Астраханью у меня так и не вышло тёплых отношений почему-то

      Удалить
  21. Очень интересный пост. Читала с удовольствием.
    Думаю, не стоит вешать ярлыки ни на людей, ни на страны. Везде встретишь , даже не плохих/хороших людей, а, скорее, плохие/хорошие их дела. У меня светлеет на душе, когда вижу, как кто-то совершенно бескорыстно оказывает помощь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я тоже верю в то, что хороших людей больше, просто их не так видно - они не кричат о своих хороших делах и поступках, и новости о них не рассказывают

      Удалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...